Компании: | 39 529 |
Товары и услуги: | 7 383 |
Статьи и публикации: | 746 |
Тендеры и вакансии: | 162 |
Музей Мирового океана 12 апреля 2011 года отметил свое 21-летие. Эти годы нельзя назвать простыми. Команда музея сделала кажется, невозможное. Но, думается, немалая заслуга в этом директора ММО - Светланы Сивковой.
- Светлана Геннадьевна, за первые 21 год жизни Музей Мирового океана стал ведущим морским музеем России, давно вышел за рамки традиционной музейной деятельности. Достаточно просто зайти на сайт музея, чтобы понять, насколько широким получился этот проект. Одна история спасения Королевских ворот чего стоит...
- Сегодня Королевские ворота - своеобразный «десерт», красивая реклама нашего музея. А в юбилейном для Калининграда 2005 году пришлось делать много. Мы получили ворота решением министра культуры Михаила Швыдкого вскоре после вручения ряда наград как динамично развивающемуся музею.
- Насыщенность, многообразие работы музея вызывает большой интерес и восхищение. А какой проект за эти годы стал самым ярким, значимым для вас лично?
- Конечно, «Витязь» - любимый корабль, в который вложено много сил, здоровья и творчества, с которого, собственно говоря, и начинался наш музей. Но все же самым значимым, серьезным объектом является ледокол «Красин» - памятник истории, самый знаменитый корабль, прославившийся в ходе операции по спасению арктической экспедиции Умберто Нобиле и дирижабля «Италия». От «Красина» отказались все: министерства обороны и транспорта, правительство Санкт-Петербурга, Росгидромет. Взяло его только Министерство культуры. Конечно, это была авантюра - Калининграду прийти в Питер. Работать пришлось буквально вопреки многим петербуржцам, которые через призму своего столичного снобизма зачастую называли нас Джеками Лондонами. После юбилея «Красина» почти все бывшие враги признали, что результат нашей работы превзошел даже оптимистичные ожидания. Хотя правительству Санкт-Петербурга до сих пор тяжело свыкнуться с мыслью, что «Красин» - филиал калининградского музея.
Радостно, что заработала программа «Корабли для уникальных людей», рассчитанная на ребят с ограниченными физическими возможностями. Не менее важным делом стало развитие детского парусного центра. И пусть у наших ребят нет серьезной материальной базы, но они обошли на соревнованиях в Монако москвичей и испанцев!
А буквально месяц назад музей получил национальную премию «Подводный мир» за реставрацию археологической находки - корабля XIX века.
- Недавно двери музея вновь открылись для очередного важного делового форума - информационного центра Балтийской АЭС. Означает ли это, что государственное учреждение «Музей Мирового океана» является также активным субъектом экономической деятельности региона?
- Экономический потенциал музеев чрезвычайно велик. Еще Екатерина II считала, что развитие музеев - выгодное вложение денег, инвестиции в будущее. «Приобретайте предметы для музеев, от этого сокровищница государства российского богатеет», - говорила она. Все исчезает: банки, фирмы, силиконовые долины, а музеи остаются.
К сожалению, далеко не все понимают, что музей - важная экономическая составляющая любого региона. Приезжая в Петербург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, мы ведь не по магазинам идем, а в музеи. Музей притягивает туристов, которых нужно куда-то поселить, накормить, развлечь, снабдить сувенирами. Все это дает в бюджет региона немалые деньги. У нас же пока все поставлено с ног на голову. Мы строим гостиницы, дороги, делая это для развития туристической отрасли. Это правильно. Но хорошо бы при этом позаботиться еще и о музеях. Ведь у нас их не так много, даже в сравнении с Центральной Россией. Нефть, рыба и прочие достояния заканчиваются, а берега, климат, природа, удивительная история этого региона остаются. У нас музеев может быть бессчетное множество. Ведь они сегодня в безумном количестве растут в Германии, США, Голландии. Порой возникают буквально из воздуха. Китаю вообще можно позавидовать. Там сейчас делают шикарные музеи, посвященные подводной археологии. Создаются огромные аквариумы, в которые погружают останки найденных кораблей. Можно смотреть через стекло или совершить путешествие с аквалангом.
- В чем, на ваш взгляд, состоит миссия Музея Мирового океана на современном этапе?
- Просвещение, в самом широком смысле этого слова. Музей - это храм, объединяющий и открытый для представителей всех конфессий. Музей - самое доступное и эффективное средство просвещения. Здесь не просто проходит урок. Отдыхая, играя в свое удовольствие, ребята как губка впитывают не только знания, но и нравственные, непреходящие ценности. Если мы, как морской музей, будем просвещать людей в экологическом плане, рассказывая об уязвимости океана, его богатствах, о том, как нужно относиться к океану и его природе, мы предотвратим глобальную катастрофу.
Нам удалось справиться с великой миссией - вернуть море в этот город. Тот же День селедки стал настоящим народным праздником. Он дает власти понять существующие проблемы, помогает обратить внимание на наше богатство. Сложилась настоящая неформальная ассоциация «День селедки». Этот праздник имеет уже свою ауру. Где еще простые производители рыбы могут получить столько народной любви? А у нас они буквально купаются в этой любви. Кстати, День селедки тоже несет солидную экономическую составляющую. В этом году туроператоры сделали его событийным фактом и привозят в Калининград туристов специально на День селедки.
- Вы профессиональный управленец. Какие принципы организации и управления определяют работу вашей команды?
- У моего зама есть лозунг: «Там, где мы, - там победа». Мы его подсмотрели на одной из воинских частей. Наверное, это принцип нашей работы. Музей - консервативное учреждение, ведь в нем собираются, охраняются и сохраняются сокровища. Это большой корабль, с жесткой, авторитарной системой управления - вот суть успешности любого музея. Но если бы это было только так,, то музей был бы ужасно скучным местом. Единственное применение творческих сил - создание экспозиций, и здесь, как говорит современная молодежь, мы «обрываемся». У меня был замечательный учитель Евгений Абрамович Розенблюм, который говорил мне, молоденькой еще сотруднице: «Делай так, чтобы тебе самой нравилось, тогда и всем будет нравиться».
У нас в год проходит порядка 100 мероприятий, в которых участвуют музыкальные школы и творческие коллективы. То есть каждый третий день что-то происходит. В результате в музее - 300 тысяч посетителей в год. Как нам это удается? Я не занимаюсь ничем, кроме музея, стараясь не отвлекаться даже на общественную работу. Хотя это удается не всегда. Сейчас, например, являюсь председателем ассоциации «Морское наследие России». Но что бы я ни делала - все равно это так или иначе связано с музеем. И еще нам всегда очень везло с властью, которая понимала важность и необходимость музея. Надеюсь, эта тенденция сохранится.
- К каким новым вершинам устремлены ваши мечты?
- До сих пор у нашего музея, по сути, нет главного корпуса, в котором необходимо разместить Музей природы океана. Возможно, часть экспозиции будет находиться в Калининграде. Есть идея в рамках строительства в Светлогорске театра эстрады довольно большие площади выделить для Музея Мирового океана. Там смогут разместиться аквариумы,в которых будет представлено все многообразие жизни в Мировом океане. Кроме того, появится возможность показать все сложности природных процессов, проблему укрепления берегов и т. д.
Для создания Музея истории исследования и освоения океана сделано очень много. Создана набережная исторического флота. Но нет последнего восклицательного знака, которым должны стать Фридрихсбургские ворота, где разместится историко-культурный центр «Ладейный двор». Когда Петр I ехал в Европу учиться строить корабли, то останавливался во Фридрихсбургской крепости Кенигсберга. Мы хотим сделать в воротах выставку «Корабельное воскресение», чтобы показать, как развивался флот в России. В разных регионах России для нас уже строятся корабли тех местностей: и казацкие струги, и чукотские байдары, и якутские берестяные лодки. Это начало и вся история кораблестроения и до Петра, и в его время. Будет у нас и свой потешный флот.
Надеюсь, что когда-нибудь мы сможем прокатиться по Преголе на этих лодках и потешных кораблях. Ведь все это и есть воспитание моряков. Если ребенок попал на корабль, взял в руки швартовы, почувствовал силу ветра и то, что всем этим можно управлять, да так, что дух перехватывает, - он обязательно вырастет хорошим человеком.
- Думаю, что у вас все получится. Музей действительно стал визитной карточкой Калининградской области и России. И мы, в свою очередь, рады поздравить вас и коллектив Музея Мирового океана с очередной датой.
Источник: Профи