Вы читаете продолжение материала об ощущениях участника рынка недвижимости в Калининграде – агентства недвижимости «Департамент Недвижимости». Мы постарались разобрать наиболее типичные ошибки потребителей риелторских услуг, опишем их на нескольких примерах. Возможно, наши комментарии и советы помогут читателям в дальнейшем отделять зерна от плевел, то есть профессионалов рынка от любителей.
Пример 1. Ценовой фактор.
Рынок недвижимости, как и вся модель рыночной экономики в России достаточно молод. Поэтому говорить о его сформированном виде или цивилизованных отношениях нельзя, в том числе это касается ценового фактора. Государственные и муниципальные органы применяют одну методику для определения цен и мониторинга их динамики, банки и оценочные компании другую, риелторы третью, руководствуясь своим опытом, а так же спросом и предложением. Продавцы же вольны в назначении цены собственного объекта. Все это дает повод недобросовестным посредникам пренебречь доверием продавцов и покупателей.
Бытует устойчивое мнение, что риелторы наживаются на сделках с объектами недвижимости, поэтому так часто в печати присутствует информация «без посредников», виной тому ухищрения и изворотливость временных «специалистов». Примеров несколько.
Продавцы могут дать ценовой карт-бланш посредникам, указывая, что им нужна определенная сумма за объект. Риелтор-профессионал в таком случае все равно оценивает рынок и консультирует продавца по цене с тем, чтобы эта сделка стала для него выгодной и оптимальной по вырученным за продажу средствам. Таким образом, объект будет стоить тех денег, которые он заслуживает, и продавец не проиграет в прибыли.
Любители-риелторы не обращают внимания собственника на достоинства объекта и рыночную ситуацию, тогда их маржа между адекватной ценой и запросом продавца может быть запредельной. Последний раз любитель умудрился сделать 700 тысяч комиссионных рублей при стоимости продажи квартиры в Калининграде в 6 миллионов. Конечно, он «молодец», но в глазах многих людей общий авторитет риелторов потерян. Главный принцип в данном случае – нужно брать пока есть возможность, к сожалению, таким принципом в современном состоянии нашего государства пользуются многие, от того столь черно светлое будущее российского общества. На сделке всё тайное станет явным: продавец с покупателем останутся весьма недовольны таким итогом и настроят своих знакомых против всего риелторского сообщества.
Обратная ситуация, когда продавец не прислушивается к мнению профессионала и оценивает свою недвижимость по завышенной цене. В результате объект долго не продается, его цена может упасть и стать ниже той, которую предлагал профессионал, гарантируя своевременность покупки.
В нашей практике не редки случаи, когда продавец отказывает в продаже первому клиенту за чуть меньшие деньги, чем ему хотелось бы. Затем через несколько месяцев он уже вынужден продавать своим трудом нажитое имущество по стоимости гораздо меньшей, что ему была предложена сразу. Себя виноватым человек признает очень редко, поэтому виноваты опять риелторы, что не убедили его тогда, но когда речь идет о деньгах убедить людей в нужный момент практически невозможно. Вывод – необходимо доверять мнению профессионала, проверить его можно самостоятельно, сравнив ценовое предложение по схожим объектам. В багаже у риелтора знания по объективному состоянию и движению рынка, географическим предпочтениям покупателей и, наконец, информация о состоявшихся сделках, ведь окончательная продажная цена после торга будет отличаться от той, которая указана собственниками и агентами в первоначальном предложении.