Контакт шины с дорогой и безопасность движения автомобиля - процессы, на первый взгляд незамысловатые, однако это совокупность многих факторов и физических сил, поняв которые, можно научиться ездить безопасней.
Толщина обычной радиальной низкопрофильной шины легкового автомобиля в самом тонком ее месте составляет примерно 5 мм, а на самых современных шинах - еще и того меньше. Даже у грузовых шин она редко превышает величину в 10 мм. И вот на этот тонкий слой давит многокилограммовой тяжестью и сам автомобиль, и все, что в нем находится. И при резком разгоне, и при резком торможении все усилия от двигателя и трансмиссии через диск колеса передаются к протектору, «держащемуся» за дорогу, именно через эту тонкую боковину. В нормальных условиях она свое предназначение честно выполняет: заложенная при изготовлении прочность и давление воздуха, закачанного в нее (для легковых автомобилей это 2.1 -2,3 bar), обеспечивают ей требуемую надежность. Но если давление воздуха не поддерживается на требуемом уровне, если часты удары шины о бордюрный камень тротуара, то обнажение металлических нитей корда, появление вздутий или даже разрыв шины во время движения автомобиля - далеко не полный список неприятностей, которые могут приключиться с шиной из-за неправильной ее эксплуатации.
Привычное устойчивое движение автомобиля по дороге может вдруг внезапно измениться, потому что шины из-за стечения ряда неблагоприятных факторов вышли из-под контроля водителя. Вот наиболее характерные случаи. Автомобиль с большой скоростью движется по дороге, покрытой слоем воды (например, при сильном дожде). В какой-то момент шины могут потерять контакт с дорогой и «всплыть». Такое явление называется аквапланированием. Происходит это в условиях, когда шина уже не успевает выдавливать из-под себя в стороны слой воды. Чем толще этот водяной слой, чем меньше расчлененность рисунка протектора, его остаточная высота, чем ниже давление воздуха в шинах, - тем меньше скорость движения, при которой наступит аквапланирование.
Испытания показали, что шина на мокрой дороге гонит перед собой вал воды, и давление в нем доходит до 2 bar. Высота его может быть от 1 до 3 см. При ширине протектора легковой шины примерно 15 см усилие, с которым водяной клин вдавливается между шиной и дорогой, может достичь 30-40 кг. На изношенных шинах при толщине водяной пленки на дороге всего в 1 мм аквапланирование может наступить при скорости около 100 км/ч. Экстренное торможение автомобиля к мгновенному прекращению этого явления не приводит. Да и не до торможения уже, потому что автомобиль «крутит» по дороге как попало. У заднеприводного автомобиля аквапланирование, как правило, вначале происходит с передними колесами. Опытный водитель момент, предшествующий этому, может почувствовать. Руль становится «мягким», упругости (реакции дороги) не ощущается. Скорость можно и не увеличивать, но достаточно на дороге встретить лужу чуть поглубже - и… читай все вышесказанное с начала. У переднеприводного автомобиля (примем для простоты, что шины на нем стоят те же, что и на заднеприводном) аквапланирование, как правило, начинается с задних колес. Поскольку передние колеса являются ведущими и «вытягивают» автомобиль, водитель ничего подозрительного может сразу и не заметить - и даже без особых последствий продолжать увеличивать скорость. Но достаточно при этом незначительного притормаживания автомобиля, - можно даже просто «сбросить газ», - как машину развернет на дороге.
Для предотвращения аквапланирования, - хотя любая шина в предельных условиях входит в этот режим, - разработчики изготавливают шины с большим расчленением рисунка протектора, с направленностью вращения, с изменением его поперечной профильности. Все это дает положительный эффект. Но на обычных дорогах эксплуатационные характеристики этих шин (темп износа, тормозной путь, расход топлива) зачастую бывают хуже. Следует также предостеречь тех, кто по ошибке или из-за халатности установит шину с направленным рисунком против рекомендуемого направления движения. По канавкам протектора, - которые при контакте с дорогой становятся водоотводом.