Деловая сеть Калининград
Компании:39 530
Товары и услуги:7 383
Статьи и публикации:747
Тендеры и вакансии:162

Янтарный промысел вчера и сегодня
Информация может быть не достоверна

Янтарный промысел вчера и сегодня
21.11.2013
Развитие художественной обработки янтаря в Калининградской области на рубеже XX-XXI веков

История художественной обработки "солнечного камня" в Калининградской области имеет совсеммаленький промежуток времени - чуть более полувека. Когда после завершения Великой отечественной войны вместе с частью Восточной Пруссии СССР приобрел и крупнейшее в мире Пальмникенское месторождение янтаря, собственных традиций обработки этого минерала в России не существовало. Первые годы местные власти даже пытались найти применение янтарю в военной промышленности, а изготовление из стратегического сырьяювелирных изделий из янтаря считалось антигосударственной деятельностью. Нормальному развитию янтарного промысла помешало и создание предприятия-монополиста - Калининградского янтарного комбината, который более сорока лет обладал полным правом не только на добычу, но и переработку балтийского самоцвета. Поставленное на промышленную основу производство янтарных украшений развивалось относительно стабильно лишь благодаря крайней бедности отечественного рынка ювелирных украшений, отсутствию конкуренции иностранных производителей и невзыскательным вкусам среднего советского потребителя. Только так объясняется то, что на комбинате одни и те же экзэмпляры янтарных украшений выпускались годами и десятилетиями, а тиражи отдельных украшений измерялись миллионами экземпляров. Одновременно с развитием массового производства в Калининградской области постепенно развивалась собственная школа художественной обработки янтаря. У её истоков стояли талантливые мастера, так или иначе связанные с Янтарным комбинатом. Поскольку большая часть ювелиров переехало в бывшую Восточную Пруссию из Москвы, Ленинграда и других областей Советского Союза, их подход к янтарю изначально полностью укладывался в рамки традиций русского ювелирного искусства. Даже в авторских работах янтарь долгое время оставался всего лишь более или менее значимой вставкой, простым "заместителем" яшмы, агата, малахита и других драгоценных камней, а главное значение уделялось металлическому обрамлению. Так создавались украшения индивидуальные, со сложной конструкцией, с применением таких ювелирных методик, как кольчужное плетение, чернение, выпиловка, филигрань, зернь и др. В процессе местные ювелиры внедряли и воспринимали совсем другой метод, который использовался в Латвии и Литве, где солнечный камень всегда считался камнем самодостаточным и подвергался не значительной обработке. Литовские мастера не стремились придать ему определённую форму, а лишь подчёркивали его естественную красоту, почти всегда, оставляя при этом натуральные формы, рельеф, текстуру, а иногда и естественную окисленную корку. Слияние этих двух техник можно считать наиболее примечательной чертой "калининградского" стиля. К сожалению, два десятка ювелиров, пусть и очень самобытных, не имели возможности на прямую соперничать с монополистом, а авторские украшения были лишь каплей в море по сравнению с большим количеством низкосортной серийной продукции. Так же на развитие янтарного промысла негативно сказалась определенная изолированность наших мастеров от общероссийского художественного процесса, не говоря уже о европейских и мировых традициях в ювелирном деле и дизайнерском искусстве. Местные профессионалы долгое время вынуждены были вариться в собственном соку, а это не могло не привести к самоповторам, дефициту новых идей, отставанию от современной ювелирной моды и завышенным самооценкам. Сейчас много говорят о кризисе янтарной отрасли, который обычно связывают только с неудачными экономическими преобразованиями начала 1990-х годов. Однако важно признать и другое. Потенциал янтарного дела, заложенный сразу после войны, равно как и возможности развития авторского искусства на прежней основе, к началу перестройки были уже во многом исчерпаны. Разразившийся кризис сбыта, небольшой спрос на украшения из янтаря, помимо собственно экономических причин, имели также и чисто художественное содержание. Внедрение рыночных отношений, открытие границ, экспансия на российский рынок достаточно хорошей и сравнительно дешовой зарубежной бижутерии, в том числе польских и литовских фирм, - все эти новые веяния со всей очевидностью обнаружили отставание калининградских ювелиров и прямо-таки архаичный уровень массового янтарного производства. В то же время сам кризис и отказ от плановой социалистической системы хозяйствования создали предпосылки для радикальной реорганизации российского янтарного дела. Более того, можно смело сказать, что никогда раньше как социально-экономический, так и общий культурный фон не были столь благоприятными для развития янтарного промысла в Калининградской области.

Статьи и публикации других компаний:

О янтаре О янтаре
Информация может быть не достоверна
Описание янтаря, его свойства. Положительное воздействие янтаря на человекаю
20.11.2015
Янтарь – уникальный минерал. Янтарь – уникальный минерал.
Информация может быть не достоверна
Отношение к янтарю в разные времена и эпохи. Отношение к янтарю сегодня.
20.11.2015
Информация о продавце
  • +7 (911) 451-42-03
  • Зеленоградск Курортный пр. д.26
  • amberleo.ru/
Магазин-салон авторских украшений из натурального янтаря в серебре. Изготовление украшений на заказ.
×